Есть вопросы?
Нужна консультация?


+7(8722) 51 52 53
+7(8722) 93 55 39

Или задайте свой вопрос

Россия готова стать мировым технологическим лидером

На печатьОтправить эл. почтой

ПРЕСС-РЕЛИЗ 29 апреля 2008 г. Институт современного развития

29 апреля в Институте современного развития (ИНСОР) состоялась пресс-конференция на тему "Итоги международного форума по глобальному сотрудничеству: Россия станет технологическим лидером среди стран БРИК".

фотоПеред журналистами выступили: президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров; депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по технологическому развитию (Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи) Илья Пономарев; научный руководитель АНО «Группа реализации проектов "Информэкспертиза"», вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям России Владимир Рубанов.

Вел пресс-конференцию Алексей Царегородцев, директор по развитию информационного общества ИНСОРа, института, являющегося экспертной площадкой для обсуждения ключевых проблем современного развития России.
Информационным поводом для пресс-конференции стал прошедший 17 апреля в Бостоне представительный международный форум, организованный Советом по технологическому лидерству (Массачусетс, США). Форум был посвящён инновационным возможностям быстро развивающихся рынков стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая).

Одним из соорганизаторов Бостонской конференции явился «РУССОФТ» (ассоциация компаний – разработчиков программного обеспечения), а участие российской делегации прошло при поддержке Мининформсвязи России.

С докладом от России в Бостоне выступил председатель подкомитета по технологическому развитию Государственной Думы Илья Пономарев. Он сделал акцент на предпосылках выхода России на лидирующие позиции в сфере ИКТ, на задачах законодательной и исполнительной ветвей власти по созданию условий для перехода к экономике знаний. Из презентации российской стороны участники форума узнали о программе избранного президента России («четыре «И»), о разработке Инновационного кодекса (пакета законов, стимулирующих инновационное развитие), о реализации Мининформсвязи России государственной программы развития технопарков, а также о преимуществах ведения высоко технологического бизнеса в России.

Принятие поправок в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих введение особого налогового режима для предприятий отрасли инноваций и информационных технологий (законопроект, по которому ИТ-компании будут платить 6-ти процентный налог с доходов, прошел первое чтение в Госдуме), повысит, по мнению парламентария, конкурентоспособность российской ИТ-индустрии и инвестиционную привлекательность рынка ИКТ. При условии использования предусмотренных законопроектом льгот инновационные компании смогут снизить ставку налога до 3%. В настоящее время разрабатывается законопроект о венчурном финансировании, принятие которого позволит привлечь в Россию крупнейшие венчурные фонды.

Кроме того, отметил Илья Пономарев, переход на инновационные рельсы обусловливает необходимость развития законодательства в сфере защиты авторских прав и передачи технологий.

Главное сейчас, считает депутат, – убедить предпринимателей из разных стран, в том числе российских, начать работать с нашим технологическим потенциалом. Пора уже научиться превращать инновационные технологии в коммерческий продукт.
На встречах с представителями бизнес-сообщества штата Массачусетс шёл разговор о начале российско-американского сотрудничества в области реэкспорта специалистов в Россию, о создании в нашей стране нового вуза, который бы занял такую же нишу, как и Массачусетский технологический институт занимает в США. Обсуждался вопрос об обмене визитами губернаторов штата Массачусетс и Новосибирской области.

«Если России удастся осуществить хотя бы треть из намеченного, она станет мировым лидером в сфере высоких технологий. Таково было мнение участников Бостонского форума», – сказал Илья Пономарев, выступая на пресс-конференции в ИНСОРе.
Президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров поделился с журналистами оценкой ситуации в секторе программного обеспечения (ПО) и перспектив его развития. «Россия входит в тройку ведущих мировых игроков в сфере разработки ПО на заказ и является крупнейшим поставщиком услуг по разработке ПО в Центральной и Восточной Европе», – отметил он. В 2007 году российский экспорт услуг по разработке ПО составил 1,5 млрд долл. (по сравнению с 2006 г. рост – 40–45%), а весь экспорт ПО превысил 2200 млн долл.
По мнению Валентина Макарова, при соответствующей государственной поддержке российский экспорт ПО через три – четыре года может достигнуть 10–15 млрд долл.

Новым крупным игроком на мировом рынке ИТ-аутсортинга Россию признают ведущие мировые аналитические агентства. В частности, в ежегодном отчете за 2007 год аналитического агентства Neo IT прямо сказано о России: «Сейчас это третий поставщик ИТ-услуг на мировой рынок, после Индии и Китая».

Из отчета авторитетной консалтинговой компании «Frost&Sullivan» 2007 г.: «Российские разработчики ПО славятся гарантированным предоставлением услуг и способностью решать нестандартные задачи».

фото«Российская индустрия разработки ПО на заказ превратилась в одного из мировых технологических лидеров, фактически без поддержки государства», – отметил Валентин Макаров. При поддержке государства эта индустрия, уверен Президент «РУССОФТа», вполне способна стать локомотивом инновационного развития экономики страны.
Отрадно, что новое поколение специалистов в области ПО, которое с завидным постоянством завоевывает призы на всех мировых соревнованиях программистов, предпочитает работать в России.

Перспективы индустрии Валентин Макаров видит в глобальной кооперации и конкуренции с США и странами БРИК в области консалтинга и предоставления услуг по разработке ПО, в ускоренном развитии продуктовой модели ведения бизнеса, а также в выходе российских системных интеграторов при поддержке экспортеров ПО на мировой рынок.

Научный руководитель АНО «ГРП "Информэкспертиза"», вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Рубанов обратил внимание журналистов на проблемы реализации инновационной стратегии развития, заявленной избранным президентом страны. К их числу выступавший отнес: узость социальной базы (порядка 10 процентов населения) инновационного развития, трудности достижения национального консенсуса (элиты связаны преимущественно с традиционными отраслями и сырьевым сектором), а также отсутствие эффективных структур и механизмов государственного управления инновационным развитием и технологической модернизацией; разрыв между фундаментальными интересами нынешнего политикообразующего класса и задачами, поставленными в стратегии-2020 и др.

По мнению Владимира Рубанова, стимулирование структурных сдвигов и переориентация отечественной промышленности на использование возможностей собственного интеллектуального потенциала может и должно быть достигнуто на основе целевых федеральных и ведомственных программ. Институциональное и инфраструктурное развитие необходимо подчинить потребностям инновационного развития. Существенное влияние на инновационную активность в России может оказать политика и практика закупок товаров и услуг для государственных нужд. Однако возможности влияния госзаказа на сферу инноваций пока не используются в должной мере.

К сожалению, исследования и технические решения российских разработчиков оказываются в большей мере востребованными за рубежом, соответственно и капитализация ценных знаний часто осуществляется вне пределов России, выступающей интеллектуальным донором для мировых технологических лидеров.
Старт технологической модернизации России может быть дан процессами технологической модернизации действующих традиционных производств. Необходимо соединить сырьевой и интеллектуальный потенциал, сменить позицию мирового поставщика энергоресурсов на роль мирового лидера в энерготехнологиях.

«Стратегия инновационного развития должна направляться на формирование позиции России как одного из мировых научных центров. Конкурировать по дешевизне рабочей силы, чтобы занять место еще одной из «фабрик», реализующих западные разработки – недостойно для России, не соответствует ее интеллектуальному потенциалу и не обеспечивает реализации стратегии-2020», – заключил Владимир Рубанов.

 

Тип новостей: